«НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ»
Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.
Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:
- Физического
- Словесного
- Эмоционального
- Духовного
- Экономического оскорбления
С целью:
- Контроля
- Запугивания
- Внушения чувства страха.
Причины жестокого обращения с детьми:
- безработица или низкая материальная обеспеченность;
- алкоголизм одного или обоих родителей
- одиночество или распавшийся брак;
- слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,
- физическое или психическое переутомление;
- незрелость родителей;
- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
- отсутствие привязанности к ребенку;
- чрезмерная требовательность;
- рождение другого ребенка;
- большое количество детей.
Признаки, свойственные жертвам физического насилия:
- Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;
- В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;
- В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.
Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:
- Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;
- Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;
- Беспокойство, тревожность;
- Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;
- Склонность к уединению;
- Плохая успеваемость;
- Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;
- Нарушение аппетита;
- Суицидальные угрозы и попытки самоубийства
Действия в случае выявления жестокого обращения
Классный руководитель:
- Сообщение специалистам службы и администрации УО о выявленном случае жестокого обращения.
- Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
- Оказание моральной поддержки ребенку.
Педагог социальный:
- Уведомление УВД о выявленном факте.
- Составление социально-педагогической характеристики семьи.
- Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.
- Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.
Педагог-психолог:
- Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
- Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком
- Оказание экстренной помощи (индивидуальное консультирование ребенка).
- Длительное сопровождение (арт- терапия, песочная терапия, и др.).
Педагогу говорить с родителями о непозволительности жестокого обращения с детьми крайне трудно. Со стороны разбушевавшегося родителя происходит мгновенная реакция отторжение: «Не вмешивайтесь!». Попытка учителя призвать родителей не запугивать ребенка жестокими наказаниями за провинность наверняка будет встречена в штыки. Но именно поэтому возвращаться к нелегкому диалогу нужно снова и снова.
Необходимо убедить родителей, что:
- насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;
- любовь к родителям важнее страха перед ними;
- насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить.