Безопасный интернет (рекомендации педагогам)

03.02.2022

 

Безопасный интернет

Рекомендации педагогам

  1. Научитесь не только слушать, но и слышать, и Вы, как опытный педагог, всегда сможете вовремя предотвратить непоправимое, не позволите ребенку уйти из жизни.
  2. Помните, что перед Вами не «tabula rasa», а растущие личности, каждый из которых имеет свой уникальный опыт, который пусть еще недостаточно велик, но заслуживает должного уважения.
  3. Будьте готовы помочь ребенку справиться с тревожащей ситуацией, помочь ему разобраться в своих мыслях, спасти от отчаяния и найти выход.
  4. Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, помните о педагогическом такте, о важности спокойного, доброжелательного тона общения.
  5. Не позволяйте себе формального отношения к своей работе, которое выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка.
  6. Не допускайте в общении с учащимися случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия.
  7. Не останавливайтесь на достигнутом, повышайте уровень педагогического мастерства и компетентности, приобретайте навыки снижения психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, расширяйте свои знания в вопросах психологического здоровья и благополучия детей разного возраста, повышайте осведомленность в вопросах суицидального поведения.
  8. Умейте найти позитивное в любой сложной жизненной ситуации и «заряжайте» этим оптимизмом учащихся.
  9. Организуйте сотрудничество с родителями, при необходимости – будьте готовы обратиться с разрешения родителей ребенка за квалифицированной консультацией к специалистам.
 

Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

  • не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией; помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам;
  • доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  • не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, например, "Конечно, твоя семья тебе поможет" или «Завтра все изменится само собой»;
  • покажите, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  • сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите, будьте искренние;
  • постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: разговоры о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью и на самом деле подросток может почувствовать облегчение от после обсуждения и перейти к решению проблемы;
  • постарайтесь узнать, есть у него план действий: конкретный план - знак реальной опасности;
  • не предлагайте упрощенных решений типа "Все что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше";
  • убедите подростка в том, что он не один, что всегда есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

Н.Г. Новак, канд. псих. наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ им. Ф. Скорины

C развитием цивилизации и современных технологий виртуальный мир все больше затягивает людей. Наравне с алкоголизмом и наркоманией ставят в один ряд игровую зависимость от компьютерных игр. Эти игры быстро вызывают привыкание, уводят от реального мира и погружают в небытие.

Игровая зависимость - что это?

Зависимости от игр или интернета чаще настигает молодое поколение. Начинается недуг с незначительного времени, проводимого за компьютером, которое затем становится все больше и больше. Развивается постепенно, и если вовремя не вмешаться, переходит в тяжелую форму. Человек может испытывать душевные и физические муки при желании поиграть. В таком случае требуется специальное лечение.

Механизм игромании прост - он заставляет мозг выделять гормон удовольствия - эндорфин, что действует аналогично наркотикам. В отличие от них игры воспринимаются организмом легче, так как гормон выделяется не под воздействием химических препаратов.

Основные признаки игромании:

Компьютерная зависимость делится на две категории: зависимость от сетевых и обычных игр. Существуют определенные симптомы в поведении человека, которые заставляют близких задуматься о проблеме. Наиболее настораживающие из них:

  • Постоянная проверка обновления игр.
  • Увеличение времени, проводимого за компьютером.
  • Увеличение расходов на игры: дополнения к ним и другие атрибуты.
  • Улучшение настроения во время игр и ухудшение в их отсутствие.
  • Если человек зависим, то его ничто не отвлечет от игры.
  • Если отвлечь игромана, то он проявляет агрессию.
  • Пренебрежение всеми делами в пользу игр.
  • Отказ от общения с близкими людьми и друзьями, замена виртуальным общением.
  • Пренебрежительное отношение к своему здоровью, гигиене в пользу развлечения.

Существуют также физические признаки зависимости от компьютерных игр:

  • Усталость и сонливость.
  • Бессонница и постоянный недосып.
  • Головные боли и мигрень.
  • Боль в спине и запястьях.
  • Снижение иммунитета.

В таких случаях игроману требуется медицинское вмешательство не только по поводу избавления от зависимости, но и от приобретенных заболеваний.

Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. 

Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае - любовь и участие в жизни ребенка.

  • Дети - холерики и дети - меланхолики. 

Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других "вживаются" в предлагаемые обстоятельства.

Дети из "проблемных" семей.

 Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие - скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.

  • Дети, не приученные беречь время. 

Если ребенка с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.

  • Дети, страдающие комплексами. 

Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.