Военно-патриотическое воспитание

Формированию патриотизма и патриотическому воспитанию  в Республике Беларусь уделялось и продолжает уделяться большое внимание. 

   Патриотизм характеризуется как духовно-нравственное чувство, выражающееся в заботе об интересах Родины, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее успехи и достижения, уважении к культуре и истории. Данное чувство относится к высшей ценности духовной культуры личности, которую необходимо воспитывать в человеке, чтобы он смог активно и разумно выполнять свой гражданский долг, осознавать свои обязанности, отстаивать свои права, соблюдать и уважать законы страны, прошлое и настоящее своего народа, его традиции.

   Белорусские ученые определяют патриотизм как моральный и политический принцип. К моральной составляющей относится любовь ко всему отечественному: от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и до государства, гражданином которого он является. В политическом смысле патриотизмом является преданностью всему, что связано с суверенитетом своего государства, его независимостью и самостоятельностью, безупречным выполнением гражданских обязанностей.

   Формирование патриотизма – одна из актуальнейших задач любого государства, поскольку именно он выступает в качестве своеобразного «цемента» общества. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени свойственна нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание прочной взаимосвязи ключевых общественных и государственных интересов.

Патриотизм выступает не столько как долг перед чем-то внешним, сколько внутренней потребностью, так как его исполнение нужно не «Родине», а самому человеку, ведь именно это дает моральную ориентацию в жизни – человек становится не просто гражданином своей страны, но патриотом. Таких людей у нас в стране, по данным последних социологических исследований, более половины населения (58,3%), а привязанность к Республике Беларусь испытывают 84% граждан.

В различных жизненных обстоятельствах патриотизм будет проявляться по-разному: самопожертвование во время военных действий или иных экстремальных ситуаций – это высший акт патриотизма, высшее проявление свободы и независимости индивидуальной человеческой личности. И, наоборот, отказ жертвовать собой во имя рода, народа и родины в целях спасения собственной жизни есть высшее проявление антипатриотизма – то, что у всех народов называется одинаково: предательство родины, изменничество.

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся Министерством образования проведена работа по введению в учреждениях общего среднего образования должности „руководитель по военно-патриотическому воспитанию“.

Руководителем по военно-патриотическому воспитанию в школе является Гомоляко Александр Валентинович.

   Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в школе, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.

   Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются: 

  • организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
  • проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
  • осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
  • осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
  • координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно директору школы. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-организатором, учителями физической культуры и здоровья, а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом школы по данному вопросу.

Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы школы, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.

 

«НАМ ЭТОТ МИР ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ!»

07.05.2022
развернуть

7 мая 2022 года - учащиеся 3-6 классов на празднике «НАМ ЭТОТ МИР ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ!», посвящённом Дню Великой Победы (парк д. Новодворцы).
В программе:

  • Митинг
    Концертная программа
    Аттракционы
    Лотерея
    Солдатская каша, уха

   Мероприятие началось с митинга у памятника памятника воинам-землякам и возложения цветов. Затем участники переместились в парк по близости, где началась концертная программа.
     Гостей угощали солдатской ухой и кашей, для детей работала горка и батут, продавались сувениры. А военнослужащие слуцкой железнодорожной бригады показали оружие времён ВОВ и современное вооружение.

свернуть

Разбивка сиреневой аллеи

05.05.2022
развернуть

Разбивка сиреневой аллеи, посвященной Году исторической памяти, 05.05.2022, 11 класс (совместно с членами ветеранских организаций Слуцкого района).

свернуть

Урачысты мітынг, прысвечаны 77-й гадавіне Вялікай Перамогі

06.05.2022
развернуть

Урачысты мітынг, прысвечаны 77-й гадавіне Вялікай Перамогі

(06.05.2022)

свернуть

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, членами ветеранских организаций Слуцкого района, кадровыми военнослужащими Вооруженных сил Республики Беларусь

05.05.2022
развернуть

 04.05-05.05.2022 встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, членами ветеранских организаций Слуцкого района, кадровыми военнослужащими Вооруженных сил Республики Беларусь.

свернуть

«ХАТЫНЬ – СИМВОЛ ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА»

22.03.2022
развернуть

«ХАТЫНЬ – СИМВОЛ ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА»

22.03.2022

   В этом году исполняется 79 лет, как гитлеровские каратели уничтожили белорусскую деревню Хатынь.           

        

   22 марта 1943 года они сожгли заживо и расстреляли почти всех жителей - 149 человек, из них 75 детей в возрасте до 16-ти лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Созданный на месте Хатыни мемориальный комплекс стал мировым символом бесчисленных жертв, страданий и мужества белорусского народа в Великой Отечественной войне.

Сегодня, в день памяти и скорби, в нашей школе прошли информационные часы «О чём звонят колокола Хатыни?» с просмотром презентаций «И будет жить Хатынь».

Цель: познакомить учащихся с произошедшей трагедией, показать её нравственные причины и последствия, антигуманный характер; воспитывать уважение к павшим.

свернуть

Отчет ГУО «Селищанская средняя школа» о проведении декады гражданско-патриотических дел «Афганістан ў лёсах нашых землякоў»

24.02.2022
развернуть

Отчет

ГУО «Селищанская средняя школа» о проведении

декады гражданско-патриотических дел

«Афганістан ў лёсах нашых землякоў»

15.02.-24.02.2022г 

Целью декады гражданско-патриотических дел «Афганістан ў лёсах нашых землякоў» были: формирование гражданской позиции, социализация учащихся, вовлечение их в активную деятельность, воспитание уважения к минувшему, воспитание патриотизма, а также развития творческих начал учащихся 1-11 классов.

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Деятельность педагогического коллектива учреждения образования по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у учащихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

15 февраля исполнилось 33 года  со дня вывода войск из Афганистана. Советские войска на территории Афганистана воевали 9 лет, 1 месяц и 19 дней – с 1979 по 1989 год.

 Память об Афганистане забвению не подлежит, потому что живы те, кто воевал, память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие.

И память эта будет жива, пока мы об этом  будем говорить.

В течение декады в нашем учреждении образования были организованы и проведены мероприятия по плану.

В субботу 12.02.2022г в Селищанской средней школе прошел День здоровья, посвященный памяти воинов-интернационалистов. Учащиеся приняли участие в лыжной гонке «Лыжня зовёт!».

Учащиеся начальных классов с удовольствием приняли участие в конкурсно-познавательной программе Умный боец - везде молодец!”. Ребята познакомились с солдатами Афганской войны, которые совершили героический подвиг.

16 февраля 2022 года в ГУО “Селищанская средняя школа” состоялся круглый стол “Боль и память Афгана”, посвященный важной и значимой для многих наших земляков дате — Дню памяти воинов-интернационалистов,

Мероприятие было посвящено всем тем, кто прошел горнило Афганской войны: и тем, кто вернулся домой, и тем, кто навсегда остался там, на афганской земле. Ребята узнали о причинах ввода советских войск в Афганистан, о мужестве и отваге советских воинов, о трудных условиях, в которых приходилось воевать.

Своими воспоминаниями поделился воин-интернационалист Тихонов Николай Иванович. Ветеран афганской войны в 80-е годы встал на защиту Родины. И сегодня он в строю: с честью выполняет свой гражданский долг, вносит посильный вклад в жизнь нашей малой родины, занимается патриотической работой с молодым поколением.

Постепенно встреча переросла в дружескую беседу, ребята задавали вопросы о службе, о первом боевом опыте, о деятельности после армии. В завершение мероприятия учащиеся вместе с Николаем Ивановичем сделали фото на память.

 

 В рамках декады прошел киномарафон «Солдат войны не выбирает».

   Учащиеся познакомились с историей Афганской войны, узнали о причинах начала никем не объявленной Афганской войны и ее продолжительности, о невосполнимых потерях советских войск, о наших земляках, которым судьба предначертала жестокую участь — сгореть в огне чужой войны и которым уже никогда не суждено переступить порог родного дома. Минутой молчания почтили память всех павших наших солдат и офицеров, отдавая дань уважения тем, кто проявил высочайшую силу духа, самоотверженность, героизм, выполняя боевой долг, прочли стихи, которые написали участники боевых действий в Афганистане, были использованы документальные видеоматериалы.

   В школьной библиотеке была оформлена тематическая выставка, на которой была размещена информация о ходе и итогах войны, также представлены художественные произведения белорусских авторов о войне в Афганистане. 

 

           Заместитель директора по воспитательной работе                  Л.И.Нерсесян

свернуть

Торжественное вручение книг «Я - гражданин Республики Беларусь»

15.03.2022
развернуть

Торжественное вручение книг

«Я - гражданин Республики Беларусь»

15.03.2022

Стало доброй традицией в нашей школе, как и по всей республике, проводить торжественное мероприятие, посвященное Дню Конституции Республики Беларусь. 

Беларусь. Ты у нас одна,

И за тебя мы в ответе.

На карте мы едины, мы – страна,

В сердцах и мыслях мы Отчизны дети.

   В этот знаменательный день в учреждении организовано торжественное вручение учащимся, достигшим 14-летнего возраста, подарочного издания «Я — гражданин Республики Беларусь».

«Я — гражданин Республики Беларусь» — прекрасно оформленный альбом о нашей Родине, ее истории, государственном устройстве, неповторимой природе, национальных традициях и перспективах развития.

Приглашенным гостем на церемонии вручения книг был воин-интернационалист Трушко Николай Анатольевич, который вручил юным гражданам подарочное издание «Я — гражданин Республики Беларусь»

Вручение книг именно в День Конституции символично, потому что в 14 лет ребята получили паспорт - основной документ, подтверждающий личность человека.

С получением паспорта каждый человек становится полноправным гражданином Республики Беларусь. Николай Анатольевич пожелал ребятам быть достойными гражданами своей страны и чтить и уважать её законы.

Поздравляем вас, молодые граждане Республики Беларусь!

Мы уверены, что с присущей вам энергией и энтузиазмом, знаниями и умениями вы сделаете все необходимое для процветания нашей республики.    

 

 

 

 

 

 

свернуть

«Есть такая профессия — Родину защищать!»

25.02.2022
развернуть

«Есть такая профессия — Родину защищать!»

25.02.2022

 

В ГУК «Слуцкий городской Дворец молодежи» 25 февраля состоялся урок мужества по теме: «Становление и развитие Вооруженных Сил Республики Беларусь» для учащихся 10-11-х классов.

Организаторы мероприятия — начальник отдела призыва военного комиссариата Слуцкого и Стародорожского районов подполковник Богданович Д.Д. совместно с управлением по образованию Слуцкого райисполкома.

Урок мужества — это в первую очередь воспитание патриотизма у подрастающего поколения, соприкосновение с историей своего народа, героическим прошлым страны. Денис Дмитриевич Богданович рассказал ребятам о создании Вооруженных Сил, о боевой истории армии.

Узнать, как проходит служба в современной белорусской армии, школьники смогли из первых уст. Гости в погонах рассказали об истории ведущего военного вуза страны, традициях Военной академии, преподаваемых дисциплинах. Потенциальные абитуриенты узнали также о порядке поступления в вуз, требованиях к кандидатам. Очень интересным получился рассказ военнослужащего 5-й бригады специального назначения.

После урока мужества состоялся концерт с участием военного оркестра 5-й бригады специального назначения.

Учащиеся также смогли ознакомиться с современными образцами вооружения и военной техники, состоящей на вооружении 5-й бригады специального назначения. Школьникам показали образец новейшей радиолокационной станции и рассказали о принципах её работы. Учащиеся смогли также подержать в руках современное стрелковое оружие и сфотографироваться с ним.

Встреча оказалась весьма интересной и полезной для старшеклассников. Возможно, кто-то из ребят в будущем после прохождения армейской службы примет решение стать профессиональным военным и будет с честью нести гордое звание офицера, ибо нет почётнее и престижнее профессии, чем защищать Родину. Армейскую школу мужества и патриотизма предстоит пройти каждому из парней. Главное, чтобы нынешним и будущим солдатам довелось защищать только мирные рубежи своей страны. 

свернуть

Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат в 2021/2022 учебном году

развернуть
I. Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь

Государственные праздники:
День народного единства – 17 сентября;
День Конституции – 15 марта;
День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;
День Победы – 9 мая;
День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – 8 мая 2022 г. (второе воскресенье мая);
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля.
Общереспубликанские праздничные дни:
День Октябрьской революции – 7 ноября;
Новый год – 1 января;
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;
День женщин – 8 марта;
Праздник труда – 1 мая.
Религиозные праздничные дни:
День памяти – 2 ноября;
Рождество Христово (католическое Рождество) – 25 декабря;
Рождество Христово (православное Рождество) – 7 января;
Пасха (по календарю католической конфессии) – 17 апреля 2022 г.;
Пасха (по календарю православной конфессии) – 24 апреля 2022 г.;
Радуница (по календарю православной конфессии) – 3 мая 2022 г.
Профессиональные и прочие праздничные дни:
День знаний – 1 сентября;
День белорусской письменности – 5 сентября 2021 г. (первое воскресенье сентября);
День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности – 5 сентября 2021 г. (первое воскресенье сентября);
День библиотек – 15 сентября;
День таможенника в Беларуси – 20 сентября;
День работников леса – 19 сентября 2021 г. (третье воскресенье сентября);
День мира – 21 сентября 2021 г. (третий вторник сентября);
День машиностроителя – 26 сентября 2021 г. (последнее воскресенье сентября);
День пожилых людей – 1 октября;
День учителя – 3 октября 2021 г. (первое воскресенье октября);
День архивиста Беларуси – 6 октября;
День работников культуры – 10 октября 2021 г. (второе воскресенье октября);
День матери – 14 октября;
День работников фармацевтической и микробиологической промышленности в Беларуси – 15 октября;
День работников пищевой промышленности – 18 октября;
День автомобилиста и дорожника – 31 октября 2021 г. (последнее воскресенье октября);
День работников гражданской авиации – 7 ноября 2021 г. (первое воскресенье ноября);
День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса в Беларуси – 21 ноября 2021 г. (третье воскресенье ноября);
День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;
День страховых работников – 4 декабря 2021 г. (первая суббота декабря);
День юриста – 5 декабря 2021 г. (первое воскресенье декабря);
День прав человека – 10 декабря;
День белорусского кино – 17 декабря;
День энергетика в Беларуси – 22 декабря;
День банковских и финансовых работников в Беларуси – 2 января 2022 г. (первое воскресенье января);
День работников социальной защиты в Беларуси – 5 января;
День спасателя – 19 января;
День белорусской науки – 30 января 2022 г. (последнее воскресенье января);
День работников землеустроительной и картографо-геодезической службы Беларуси – 21 февраля;
День милиции в Беларуси – 4 марта;
День работников гидрометеорологической службы – 23 марта;
День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства – 27 марта 2022 г. (четвертое воскресенье марта);
День геолога – 3 апреля 2022 г. (первое воскресенье апреля);
День печати – 5 мая;
День радио. День работников радио, телевидения и связи – 7 мая;
День семьи – 15 мая;
День работников физической культуры и спорта – 21 мая 2022 г. (третья суббота мая);
День химика – 31 мая;
День охраны окружающей среды – 5 июня;
День мелиоратора – 5 июня 2022 г. (первое воскресенье июня);
День работников легкой промышленности – 12 июня 2022 г. (второе воскресенье июня);
День медицинских работников – 19 июня 2022 г. (третье воскресенье июня);
День изобретателя и рационализатора – 27 июня;
День молодежи – 26 июня 2022 г. (последнее воскресенье июня);
День экономиста в Беларуси – 30 июня;
День кооперации – 2 июля 2022 г. (первая суббота июля);
День работников водного транспорта – 3 июля 2022 г. (первое воскресенье июля);
День металлурга – 17 июля 2022 года (третье воскресенье июля);
День пожарной службы в Беларуси – 25 июля;
День работников торговли – 31 июля 2022 г. (последнее воскресенье июля);
День железнодорожника – 7 августа 2022 г. (первое воскресенье августа);
День строителя – 14 августа 2022 г. (второе воскресенье августа);
День шахтера – 28 августа 2022 г. (последнее воскресенье августа).
Памятные даты:
День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;
День чернобыльской трагедии – 26 апреля;
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.

II. Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями):
Международный день благотворительности – 5 сентября;
Международный день грамотности – 8 сентября;
Всемирный день предотвращения самоубийств – 10 сентября;
Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября;
Международный день мира – 21 сентября;
Всемирный день туризма – 27 сентября;
Международный день пожилых людей – 1 октября;
Всемирный день учителя – 5 октября;
День Организации Объединенных Наций – 24 октября;
Всемирный день городов – 31 октября;
Всемирный день науки за мир и развитие – 10 ноября;
Международный день энергосбережения – 11 ноября;
Всемирный день ребенка – 20 ноября;
Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;
Международный день инвалидов – 3 декабря;
Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров) – 5 декабря;
День прав человека – 10 декабря;
Международный день солидарности людей – 20 декабря;
Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января;
Всемирный день радио – 13 февраля;
Международный день родного языка – 21 февраля;
Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1 марта;
Всемирный день дикой природы – 3 марта;
Всемирный день поэзии – 21 марта;
Международный день лесов – 21 марта;
Всемирный день водных ресурсов – 22 марта;
Всемирный день театра – 27 марта;
Международный день спорта на благо мира и развития – 6 апреля;
Всемирный день здоровья – 7 апреля;
Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля;
Международный день полета человека в космос – 12 апреля;
Международный день памятников и исторических мест – 18 апреля;
Международный день Матери-Земли – 22 апреля;
Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля;
Всемирный день охраны труда – 28 апреля;
Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8–9 мая;
Международный день музеев – 18 мая;
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21 мая;
Международный день биологического разнообразия – 22 мая;
Всемирный день без табака – 31 мая;
Международный день защиты детей – 1 июня;
Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;
Международный день дружбы – 30 июля;
Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля;
Международный день молодежи –12 августа.

III. Юбилейные даты, которые будут отмечаться в 2021/2022 учебном году:

16 сентября – 30 лет Национальному парку «Беловежская пуща»

25 сентября – 50 лет мемориальному комплексу «Брестская крепость – герой» (1971)

25 сентября – 115 лет русского композитора Дмитрия Шостаковича (1906-1975)

2 октября – 25 лет национальному парку «Припятский» (1996)

17 октября – 85 лет со дня рождения белорусского писателя Александра Станюты (1936-2011)

8 ноября – 65 лет со дня открытия музея обороны Брестской крепости-героя (1956)

8 декабря - 30 лет со времени открытия для посетителей литературного музея Максима Богдановича (1991, город Минск)

9 декабря – 130 лет со дня рождения Максима Богдановича (1891-1917), белорусского поэта, публициста, литературоведа, переводчика

11 января – 45 лет со дня основания Прилукского заказника (1977, Минский район)

18 февраля – 100 лет со дня рождения Михаила Савицкого (1922-2010), народного художника Беларуси

26 февраля – 90 лет со дня выхода первого номера газеты «Літаратура і мастацтва» (1932, г. Минск)

10 марта – 135 лет со дня рождения Алеся Гаруна (1887-1920), белорусского писателя

1 апреля – 75 лет со дня рождения Алеся Жука, писателя

27 мая – 90 лет со дня основания Союза белорусских писателей

свернуть

Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

развернуть

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021 в учреждениях общего среднего образования вводится новая должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию принимается на работу приказом директора учреждения образования из числа лиц с правом ношения военной формы, имеющих:

высшее образование,  опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования;

высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.

Должностные обязанности и квалификационные требования включены в 28 выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.

Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

Условия оплаты труда руководителю по военно-патриотическому воспитанию установлены постановлением Министерства образования от 03.06.2019 № 71, продолжительность основного отпуска – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 49.

При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.

Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.

Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:

организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;

проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;

осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);

осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;

координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11 классах учреждений общего среднего образования в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса (учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» и проведение учебно-полевого сбора предусмотрены типовым учебным планом общего среднего образования и являются обязательными для всех учащихся), факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие, как «Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля ‑ «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»).

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо включить вопросы рассмотрения деятельности работы по военно-патриотическому воспитанию в план контрольных мероприятий. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с классными руководителями, педагогом-организатором, руководителем по физическому, учителями физической культуры и здоровья, руководителем музея учреждения образования (при наличии), а также по  обеспечению безопасности с ответственным лицом по данному вопросу.

Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.

К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы.

Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.

Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).

При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).

Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:

  1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
  2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.

Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.

В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:

обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;

организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;

организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.

С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты  с использованием потенциала  информационных и классных часов.

свернуть