Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Селищанская средняя школа
Цели: формирование у родителей знаний о памяти младших школьников.
Задачи: 1. Познакомить родителей с особенностями памяти младших школьников, показать возможности развития памяти;
2. Изучить упражнения и игры, развивающие память;
3. Формировать убеждение у родителей о важности развития памяти, достижения успеха в обучении.
Участники: родители учащихся 1 класса; классный руководитель, библиотекарь школы.
Подготовка:
Оформление, оборудование, ТСО:
Форма проведения: Психологический практикум.
Ход собрания
Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека, она является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков и развития интеллектуальных способностей. Без памяти нереально обычное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и в дальнейший прогресс человека без неизменного улучшения, развития памяти немыслим.
Память рассматривается как компонент общих и особых способностей. При факторном анализе бессчетных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и личные.
Выдающийся психолог Л. С. Выготский, одним из первых, исследовал вопрос о развитии высших форм памяти у детей. Совместно со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил главные этапы развития более сложного опосредствованного запоминания.
Под памятью мы осознаем запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию.
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.
К количественным чертам относятся скорость, длительность, точность и размер (объём) запоминания. Так, например: объём (сколько информации человек может сохранить), точность и прочность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит), организованность.
Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и остальных, так и их функционирования. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных очень редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Обычными их смешениями являются визуально-двигательная, визуально-слуховая и двигательно-слуховая память. Но у большинства людей все же доминирует зрительная память.
Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. К примеру, у ученых, отмечается отменная смысловая и логическая память, но сравнимо слабая механическая память. У актеров и врачей отлично развита память на лица. Художник, охотник имеют высоко развитую зрительную память. У спортсменов лучше развита память на движения. Есть люди, которые, к примеру, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и достаточно долго хранят в памяти запомненную информацию.
Это индивиды с развитой длительной памятью. Есть такие люди, которые напротив, скоро запоминают, но зато так же скоро забывают, то, что когда- то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.
Процессы памяти тесным образом соединены с чертами личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше. Память может меняться в течении жизни.
Сейчас ребенок обязан многое запоминать: заучивать материал практически, уметь пересказать его близко к тексту либо своими словами, а, не считая того, держать в голове заученное и уметь воспроизвести его через долгое время. Неумение школьников запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и значительно различается у учащихся I-II и III-IV классов. Так, для детей 1-2 класса характерны ситуации, когда уяснить без внедрения каких-либо средств еще проще, чем уяснить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?» - чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо»
Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:
- усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания ( по сравнению с наглядно-образным);
-ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). У младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания, ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребят находить приемы организации памяти. Чаще всего таковым приемом оказывается многократное повторение - универсальный метод, обеспечивающий механическое запоминание (для ребят3-4 класса)
В младших классах, где от ученика требуется только обычное воспроизведение маленького по размеру материала, таковой метод запоминания дозволяет управляться с учебной перегрузкой. Но часто он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.
Основой логической памяти является внедрение мыслительных действий в качестве опоры, средства запоминания. Таковая память базирована на понимании. В данной связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого; «Знание лишь тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что он понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. А также должна быть мотивация на успех достижения. Проведённая диагностика показала проблемы с памятью у учащихся. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы детей.
Память необходимо тренировать. И очень важная роль здесь отводится родителям, которые могут, используя специальные игры, упражнения, развивать память детей в домашних условиях.
Давайте разберём несколько упражнений для тренировки памяти. (Предлагаются практические упражнения и игры для развития памяти.)
Упражнения для развития памяти
Упражнение 1.
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем откроет глаза и проверит верно ли были названы им предметы.
Упражнение 2. «Мысленные образы и эмоции»
«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Крик ужаса в ночи.
"Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы».
Это же упражнения можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается написанным на листке бумаге. Инструкция так же меняется соответствующим образом: «прочитайте ниже приведенные строчки и после каждой строчке, закрыв глаза, представьте себе соответствующею картину».
Упражнение 4. «Осознание словесного материала»
Используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой. Цель этого упражнения – заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: сейчас я буду читать (показывать) слова: услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать , и т. п. например , зубная паста на вид белая и блестящая , с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно.
Бумага шерсть сапог гнездо телега палец
Кот волосы лимонад колесо роза слон
Палка платок поцелуй фильм слеза автобус
Блин ботинок доктор счастье птица мороженное
Упражнение 3. «Двойная стимуляция памяти»
Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.)
Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ученик отложил картинку, читается второе слово и т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов: Пожар, завод, корова, стул, вода. Отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т. д.
Упражнение 4. «Развитие ассоциативного мышления»
Цель этого упражнения побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т. д.
В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами.
Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления. Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т. п.
Упражнение 5. «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»
«Закройте глаза и вообразите следующие картинки»:
Осиное гнездо
Осиное гнездо у вашей двери
Осиное гнездо у вашей кровати
Старик на скамейки
Плачущий старик на скамейке на солнце
Острый нож
Острый нож, режущий мясо
Острый нож, режущий вам палец
Птичка в саду
Птичка, купающаяся в луже
Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки
«Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось».
Это упражнение можно использовать как для тренировки зрительной, так и слуховой памяти.
Упражнение 6. Игра «Исчезнувший предмет»
На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.
Упражнение 7. Игра «Игра на развитие зрительной памяти»
Для этой игры понадобятся 10 штук палочек. Их кладут на стол. Ребёнку даётся мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2с. Их накрывают листом бумаги. Это-условие игры. Учащийся должен сказать, сколько палочек на столе.
Как считать ошибки:
Нет ошибок-10 баллов
1 ошибка-8 баллов
2 ошибки-6 баллов
3 ошибки-4 балла
4 ошибки-2 балла
5 ошибок и более-1 балл
2.Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.
3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к развитию самого себя. Если ребёнок будет развивать свои способности без вашей помощи – значит, вы добились успеха.
Рекомендации для родителей
ü С целью достижения успеха в обучении, помогите вашим детям улучшить память.
ü Тренируйте память детей, используя рекомендованные игры и упражнения и подбирая другие из предложенной литературы.
ü Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приёмами.
Анкета для родителей
Родительское собрание «Простые истины»
Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, формировать у присутствующих отношение к семье как одной из главных жизненных ценностей.
Задачи:
рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка;
вывести формулу успешности выполнения роли родителей;
убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви;
побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;
расширить представления родителей о возможностях семьи в воспитании младшего школьника.
Форма проведения: круглый стол - практикум.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; кукла, 6 узких лент разного цвета.
Ход мероприятия.
Воспитание ребенка – это не милая
забава, а задание, требующее
капиталовложений – тяжких
переживаний, усилий, бессонных
ночей и много, много мыслей…
Януш Корчак
2. Притча
Где-то в звёздном бесконечном пространстве вселенной жила-была душа. Она была весела и беззаботна, радостна и счастлива. Она наслаждалась свободой. Любовалась сиянием звезд, слушала их весёлый щебет. Она любила, свесив ножки, покачаться на луне, видела парад планет, встречалась с другими звёздами. Однажды она пролетала над землёй, и её привлек слабый отблеск огня. Она подлетела поближе и увидела горящую свечу и руки, сложенные в безмолвной молитве. И тут её осенило- огонёк горит для неё! Это её ждут там, на Земле. И полетела душа к Богу. И сказала:” Господь! Я видела огонь в окне. Я думаю, что там ждут и зовут меня.”
Господь согласился: “Лети . Этот огонь выбрал тебя!” и отпустил душу. В это самое время на Земле зародилась жизнь. Душа обрела тело. Она с радостью вошла в этот мир. В семье появился долгожданный ребёнок. Бог передал нам в руки бесценный дар, поэтому берегите своё ненаглядное солнышко!
Засветило наше солнышко на небосклоне нашей жизни. Но только все чаще оно стало сталкиваться на своем жизненном пути с различными эмоциями, которые зачастую идут от нас, от родителей. На его ясные лучики легли ужас, грубость, ненависть, безразличие, уныние, неудача, печаль, недоверие.
И посерело наше солнышко, оно согнулось под грузом невыносимых переживаний. Оно потеряло свой блеск, потеряло свое истинное лицо. В наших силах сделать так, чтобы солнышко вновь засверкало.
- Как вы думаете, что для этого надо сделать?
- Заменить эти негативные эмоции на прямо противоположные. И самое главное, что нас спасет - это ЛЮБОВЬ.
Что такое любовь?
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
ОПИСАТЬ НЕВОЗМОЖНО.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
ЭТО ПРОСТО И СЛОЖНО.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ.
ЧТОБЫ ЭТО ПОНЯТЬ,
НУЖНО ПРОСТО ЛЮБИТЬ.
- Каждый ребенок приходит на землю со своей миссией. И взрослые должны его поддерживать, развивать способности, помогать во всем. Но зачастую мы заставляем детей заниматься тем, что им не свойственно, ломаем ребенка, он теряется и ему уже трудно реализовываться.
- Давайте проведем эксперимент.
Игра «Связанный ребенок»
Что мы запрещаем ребенку?
Мы говорим ребенку:
Не бегай, не прыгай, не упади… Мы связываем ему ноги
Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки
Не слушай, это не для твоих ушей… Завязываем ему уши
Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот
Не смотри этот фильм … Завяжем ему глаза
Перестань реветь… Перевязываем ему живот
Рефлексия: Что вы сейчас чувствуете?
- После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
- В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
- Что развязать следующим? (по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)
Вывод: Все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать?
То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих
(например, не бегай с ножом)
То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол)
То, что противоречит нравственным нормам (не читай чужие письма)…
И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.
Игра «взрослые» и «дети»
Давайте сейчас узнаем, как дети воспринимают мир взрослых и как мы воспринимаем их детский мир. Назовите ваши ассоциации на слова «взрослые» и «дети»
Перед собранием я попросила детей выполнить такое же задание. Ассоциации к слову «дети»: игрушки, смех, школа, шалости, т.е. здесь ваши ответы почти совпадают. А с чем ассоциируются у ребят слово «взрослые» (смотрят на слайд)
На слайде: взрослые ругаются, работают, заботятся, кричат, запрещают, не пускают на кухню, воспитывают.
Вы скажете, что дети излишне эмоциональны. Но мне кажется, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Давайте поговорим об эмоциях человека. Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутреннее спокойствие и здоровье ребенка. Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия.
Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают его таким, какой он есть. Отрицательные – при неудовлетворении потребностей (взросления, свободы и т.п.)
Мини – анкета «Общение детей и родителей в лицах»
Первое, что видит ребенок при встречи с вами – выражение вашего лица. Всегда ли вы контролируете мимику? Предлагаю вам внимательно посмотреть на рисунок и ответить на вопрос.
Какие эмоции они выражают?
- Как вы считаете, какие эмоции должны преобладать в общение с ребенком?
А теперь давайте посмотрим, какими словами обычно мы начинаем общение с ребенком. Из предложенного списка выберите слова, которые вы чаще всего используете при разговоре с ребенком.
- я тысячу раз говорила тебе… - ты у меня самый умный, красивый…
- сколько раз надо повторять… - как хорошо, что у меня есть ты…
- неужели трудно запомнить… - ты у меня молодец…
- о чем ты только думаешь… - я тебя очень люблю…
-ты становишься … - спасибо тебе…
-ты такой же, как… - без тебя я бы не справился…
-отстань, некогда мне…
-почему Лена такая, а ты – нет…
Посмотрите пожалуйста на слайд и выберите список выражений, которые рекомендуют психологи употреблять чаще и вовсе не употреблять:
Психологи рекомендуют не употреблять выражения:
- я тысячу раз говорила тебе…
- сколько раз надо повторять…
- неужели трудно запомнить…
- о чем ты только думаешь…
- ты становишься…
- ты такой же, как…
- отстань, некогда мне…
- почему Лена такая, а ты –нет…
Употреблять чаще:
- ты у меня самый умный, красивый…
- как хорошо, что у меня есть ты…
- ты у меня молодец…
- я тебя очень люблю…
- спасибо тебе…
- без тебя я бы не справился…
5. Сейчас я расскажу вам ещё одну притчу.
«Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
- Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение – ну, что им надо, чего им не спиться; боязнь – как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и ругани?
- Сегодня мы попробуем определить, что влияет на семейное тепло и что может помочь семье, чтобы очаг её был ярким, ровным, теплым, манил к себе…
6. Практическое задание «Счастливый дом»
А сейчас я предлагаю вам построить «счастливый дом». Пусть ваша команда сейчас превратится в строительную бригаду. Предлагаю набор кирпичей. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. Подумайте, какие кирпичи выберите для строительства своего чудесного дома. Крыша тоже должна иметь свое название. Итак, принимайтесь за выполнение своего задания.
Кирпичики “счастливой семьи” – совесть, любовь, мудрость, сострадание, нежность, милосердие, труд, лад, праздник, пример.
7. Подведение итогов.
В начале собрания я попросила вас взять семечко. Достаньте его сейчас, пожалуйста. Это семечко мне напоминает возникновение и рост наших детей. Подобно этому семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения. И в наших с вами руках – вырастет из этого семечка прекрасный цветок, или колючий одинокий кактус. И как с этим семечком, которое кто-то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто–то положил в карман и забыл, а кто-то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинам воспитывать, или зажимаем его так, что ему не продохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную ЛИЧНОСТЬ.
Мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно, - лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле обращаются так же с другими людьми, чтобы попытаться остальных сделать любящими, счастливыми. Да, всё начинается с семьи, дома. Хвалите чаще детей, вселяйте в них уверенность, и тогда дети вам будут доверять. И тогда в вашей семье воцарится мир и доброта.
8. Рефлексия
9. Памятки «От всего сердца»
- Мы сегодня говорили о том, что влияет на тепло вашего семейного очага, попробовали создать модель счастливого дома. Все ваши семьи разные, но для любой семьи законы счастья одинаковы. На память о нашей встрече мы дарим вам эти памятки. Пусть они помогут вам в жизни.
свернуть
Цель: повышение и совершенствование психологической и педагогической компетентности родителей по вопросу формирования привычек у детей.
Задачи:
Форма проведения: круглый стол.
Ход мероприятия.
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время для нашего встречи. Для начала давайте поздороваемся.
Сегодня мы поговорим о привычках своих и наших детей.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и вы пожнете характер, посейте характер и вы пожнете судьбу».
Уважаемые родители, как вы думаете, что такое привычка? Привы́чка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки».
- Какие привычки вы знаете, может они есть у вас или ваших детей?
Вопрос для родителей: Какие привычки могут быть? (вредные и полезные) Каждый человек имеет большое количество привычек, они могут быть полезными и вредными. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.
А что же вредные (патологичные) привычки? Считают, что закрепившись, вредные привычки отвлекают человека от процесса познания, мешают при взаимодействии с другими людьми, наносят вред самому человеку, могут быть не эстетичны и социально неприемлемы.
Игра «Вредные и полезные привычки». В первые пять лет жизни ребенка происходит постоянное накопление навыков поведения в различных ситуациях, и большая часть этих навыков формируется посредством наблюдения за поведением взрослых, а в частности родителей. Именно поэтому важно в первую очередь обращать внимание на свои привычки, поступки, разговоры, а затем уже рассуждать, почему ребенок поступает так, а не иначе.
Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребёнка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т. д. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребёнка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку – и вместо неё стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.
Как воспитываются привычки?
Привычка воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки.
Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями, приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.
Родители должны лишь позаботься о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.
Чаще всего родители жалуются на такой недостаток в поведении ребенка как незаконченное действие, например, ребенок взял игрушку, поиграл, а убрать забыл, оставил там, где играл, то есть он не завершил действие начатое с игрушкой. Такая же картина может наблюдаться и с книжками, одеждой, карандашами и любыми другими предметами, с которыми ребенок часто взаимодействует. Умение убирать за собой - элементарный двигательный акт, его выработать достаточно легко, если приучать малыша всегда и неукоснительно выполнять данную манипуляцию. Но если систематически забывать про это, то ребенку в дальнейшем трудно будет вообще довести любое начатое дело до логического завершения, таким образом, будут формироваться такие качества как безответственность, безынициативность, и в дальнейшем данные характеристики могут стать доминирующими чертами личности.
Для того чтоб сформировать у ребенка привычку завершать начатое дело, достаточно выполнять следующие рекомендации:
- у каждой вещи в доме должно быть строго определенное место, свой домик для машинок, карандашиков, книжек и т.д.
- ваш личный пример, если ребенок видит, как вы приходите с работы и от усталости бросаете обувь в коридоре, одежду на кресло, при этом говоря малышу, что это очень плохо и так делать не следует, то в таком случае дошкольнику ничего не остается, как запомнить именно такую манеру поведения. И не стоит потом удивляться, если ребенок будет прибегать к таким же отговоркам. В данном возрасте реальная действительность воздействует на ребенка намного сильнее слов.
Запомните, что поведение ребенка в первую очередь отражение вашего поведения.
То же самое касается и научения ребенка другим навыкам, например, говорить вежливые слова, умение говорить тихо, а не кричать. Ребенок на данном этапе развития работает как ваше зеркало. Если ребенок в садике демонстрирует нежелательное поведение, не стоит тут же винить воспитателей, а стоит задуматься, когда и как дошкольник это мог заметить в первую очередь за мной, потому что для малыша именно вы являетесь образцом и идеалом поведения. Прививайте с раннего детства своему ребенку те качества, которые хотели бы в нем видеть, и тогда в дальнейшем у вас с наименьшей вероятностью возникнут проблемы поведенческого характера.
В дошкольном возрасте невозможна коррекция нежелательного поведения без действенного примера значимого для него взрослого. Важно, чтобы в вашей семье, не только мама и папа, но и бабушки, дедушки и другие родственники подавали ребенку однотипный пример поведения, иначе ребенок выберет наиболее легкий и удобный для себя стиль. Пример в поведении, поступке, разговоре всегда остается в подсознании ребенка, и именно на основе этих знаний строится дальнейшая жизнь вашего малыша, его способы взаимодействия с другими людьми, в подобной ситуации ребенок с большей вероятностью будет поступать именно так, как вы проступаете сейчас.
Что такое вредные привычки? «Вредные привычки — навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии»
Все в поведении ребенка имеет свое значение, свой смысл. Он может бессознательно злиться на родителей, оставивших его одного, может испытывать сильные негативные чувства к бабушке, вдруг занявшей место любимой мамы. Следом накатывает волна стыда за такие мысли, и малыш срывает чувства на собственном теле: грызет ногти, накручивает на пальчик волосы, то есть на подсознательном уровне пытается причинить себе боль. Вся разрушительная сила этих трудных переживаний обращается на него самого.
Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек, какие хитрости можно использовать взрослым для этого?
Привычка держать палец во рту
Если ребенок держит палец во рту — значит он чувствует внутренний дискомфорт. Часто эту привычку приобретают дети, которым уделяется мало внимания. Не исключено, что таким образом они выражают протест, что их надолго оставляют в одиночестве.
Специалисты советуют предпринять следующие шаги:
Привычка плакать, ныть и хныкать
Причины хныканья могут быть различными: малыш по натуре чувствителен и слезлив; ему нездоровится или он устал к концу дня; ему трудно сосредоточиться на одном деле. Но возможно, что ребенок - юный солист-манипулятор.
Привычка кусаться
Возможные причины такого поведения? Чаще всего это агрессия, направленная на родителей. Такова подсознательная реакция на требования взрослых, нежелание их выполнять. Но, возможно, это попытка привлечь к себе внимание. Может быть и то, что ребенок враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно.
Специалисты предлагают следующие инструкции по искоренению:
Привычка ругаться
Вы в шоке! Вы потеряли дар речи. Ваш ребенок произносит совсем недетские выражения. Рано или поздно с этой проблемой сталкиваются все родители.
Это явление можно объяснить следующими причинами. С раннего возраста на детей обрушивается огромный поток информации. Слушая речь окружающих, малыш воспроизводит новые слова и выражения, подражая взрослым. Некоторым нравится произносить слова также, как это нравится попугаю, но их значение ни с чем плохим не связывается. Если для ребенка «нехорошие» слова не содержат смысловой «начинки», значит, родители сражаются с ветряными мельницами.
Что можно посоветовать взрослым в таких случаях?
Привычка грызть ногти
Привычка обкусывать ногти никогда не возникает на пустом месте. Обычно ей предшествуют изменившиеся жизненные обстоятельства. Это может быть смена дошкольного учреждения или школы, класса, переезд на другую квартиру и любая серьезная перемена в жизни ребенка, с которой он не может справиться психологически.
Нервное напряжение накапливается внутри ребенка и оборачивается появлением вредной привычки. Другими словами, обкусанные ногти – это не что иное, как попытка «выгрызть» или избавиться от проблемы, гнетущей ребенка.
Советы:
Упражнение «Солнце любви»
Наша встреча подходит к концу, и я попрошу вас на листке бумаги нарисовать солнце, в центре которого написать имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
И помните, что главными творцами личности ребенка в первую очередь являются его родственники – папы, мамы, бабушки и дедушки. Их привычки - привычки их детей.